Кемеровский противотуберкулезный диспансер

Федеральный закон № 323


Закон об основах охраны здоровья граждан подписан 22 ноября 2011

Президент РФ подписал Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Этот закон призван стать новым базовым законом для всей сферы здравоохранения. Его принятие сопровождали многочисленные споры, рассмотрение во втором чтении переносили несколько раз из-за огромного числа предложенных поправок. Только 78 из них предложил Совет Федерации. Всего их было больше двух сотен. Несмотря на это, при рассмотрении в третьем окончательном чтении закон пришлось вернуть во второе чтение, чтобы снова внести в него изменения. При этом на каждом этапе возникали сомнения, примут ли этот закон вообще. Теперь он подписан главой государства и готов к вступлению в силу с начала следующего года.

Напомним, что подписанный закон гарантирует право на бесплатную медпомощь, выбор врача и медицинской организации, закрепляет единые стандарты оказания медпомощи. При этом под действие закона подпадает как государственная, так и частная медицина.

Также новым законом:

  • впервые закрепляются дефиниции, напрямую связанные с оказанием медицинской помощи и определяющие отдельные ее компоненты - "медицинская помощь", "медицинская услуга", "медицинское вмешательство", "профилактика", "диагностика", "лечение", "пациент", "заболевание" и др.;
  • конкретизируются уже существующие и вводятся новые принципы охраны здоровья, а также регламентируются механизмы их реализации;
  • усиливается ответственность органов госвласти за ненадлежащее обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медпомощи;
  • на уровень субъекта РФ переносится основной объем полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медпомощь;
  • раскрывается механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации, а также устанавливается порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности, ее медработниках, включая сведения об их образовании и квалификации;
  • предусматривается обновленный подход к классификации и наполнению видов медицинской помощи. В частности, определены условия (плановая, экстренная, неотложная) и формы (вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно) оказания медпомощи, на которых основывается характеристика видов медицинской помощи в отличие от прежних критериев, базирующихся на разграничении полномочий органов госвласти и местного самоуправления;
  • впервые на законодательном уровне закрепляются и раскрываются уже используемые в настоящее время понятия "порядок оказания медицинской помощи", "стандарт медицинской помощи" и "клинический протокол лечения".

Следует отдельно отметить нововведения закона, касающиеся вопросов редких (орфанных) заболеваний и организации медицинских мероприятий по паллиативной помощи, необходимость регулирования которых продиктована социальной незащищенностью нуждающихся в паллиативной помощи и больных редкими заболеваниями в силу тяжести течения заболеваний и потребности в дорогостоящем лечении.

Медицинским мероприятиям, осуществляемым в связи со смертью человека, посвящается специальная глава нового закона. В настоящее время правовое регулирование вопросов определения момента смерти человека отнесено к подзаконному нормотворчеству федеральных органов исполнительной власти.

Помимо этого, в законе закрепляются нормы, регулирующие основные и очень важные вопросы в сфере здравоохранения, которые часто обсуждались общественностью, вызывали споры, но не были закреплены в нормативных правовых актах. В частности, к таким вопросам относится вопрос об использовании тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, научных и учебных целях.

Также в законе наконец-то упорядочен институт медицинской экспертизы и проведена четкая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием.

Существенные изменения вносятся и в институт медицинских и фармацевтических работников с точки зрения усиления требований к претендентам на занятие соответственно медицинской и фармацевтической деятельностью.

Для конкретизации порядка оказания платных медуслуг в закон включена статья "Платные медицинские услуги". В целях обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь установлено, за что медики не могут взимать плату.

Помимо этого, законом урегулированы вопросы, связанные с осуществлением контроля качества и безопасности медицинской деятельности, определены формы и способы его осуществления, а также порядок осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий. Также теперь установлена ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медпомощи.